Система холодного пуска

Система холодного пуска - Энциклопедия японских машин

Посмотреть комментарии

Литературы о ремонте иномарок сейчас предостаточно. Однако, создается такое впечатление, что некоторые издательства пользуются одним и тем же источником. И этот источник довольно скуден, особенно при описании работы того или иного датчика или узла завязанного на систему электронного управления двигателем. Поэтому, для начала, мы постараемся приподнять завесу тайны, которая окутывает систему холодного запуска двигателя автомобилей фирмы "TOYOTA". "TOYOTA" имеет ярко выраженную систему холодного пуска, то есть, кроме основных систем имеет также систему облегчения пуска холодного двигателя в виде датчика холодного пуска (или термовременного реле форсунки холодного пуска), и пусковую форсунку (форсунку холодного пуска.

Итак, Вы пришли зимним морозным утром на стоянку (в гараж), открыли дверь машины и, вставив ключ зажигания, повернули его…

Небольшое примечание: прежде чем поворачивать ключ зажигания пожалейте свою аккумуляторную батарею, дайте ей немного прогреться. Для этого, прежде чем поворачивать ключ зажигания включите на 3-4 секунды габариты. Тем самым вы немного подогреете электролит в батарее и поможете ей отдать свой ток на стартер "более радостно". Естественно, если у вас АКБ разряженная, то этого делать не стоит.

…повернули ключ зажигания и… - а давайте немного задумаемся и попытаемся представить, что происходит в этот момент в электронике Вашего автомобиля?

Первым делом "ECM" или "ECU" (Electronic Control Module или Electronic Control Unit) или просто - компьютер опрашивает датчики, и проверяет все цепи, исправность которых гарантирует нам успешный запуск двигателя. Если все нормально, то при дальнейшем поворачивании ключа зажигания мы подаем питание на стартер. Как только стартер получает питание, - оно приходит и на вывод "STA" термовременного реле (будем называть его так, для ясности, хотя это достаточно сложный узел и в разной литературе его "обзывают" по-разному). Если вы посмотрите на рисунок 1 то увидите, что далее этот пришедший "+" попадает:

·      на пусковую форсунку;

·      на спираль внутри термовременного реле и нагревает ее.

Форсунка открывается и во впускной коллектор начинает поступать дополнительное топливо, так необходимое при холодном запуске двигателя.

Схема форсунки холодного пуска и схема ее подключения 

Рис 1. Схема форсунки холодного пуска и схема ее подключения.

Но если по каким то причинам двигатель не завелся (например, мала скорость вращения коленчатого вала из-за севшей аккумуляторной батареи, или есть дефекты по стартеру, или иные причины) и дополнительное топливо будет поступать во впускной коллектор и далее, то двигатель просто-напросто "зальет" и он не заведется. Для того, что бы этого не произошло контакты, находящиеся внутри термовременного реле и включающие форсунку, выполнены на биметаллической пластине. Вокруг пластины намотана спираль. Параметры биметаллической пластинки подобраны так, что спираль, которую нагревает проходящий ток, раскаляется, температура биметаллической пластинки повышается и в какой-то момент – щелк! Пластинка разъединяет контакты, через которые идет питание на форсунку. Форсунка холодного пуска перестает работать и далее двигатель продолжает свою работу без нее.

Стоит отметить, что время работы термовременного реле зависит от имеющейся на данный момент температуры двигателя. Принцип здесь простой: если двигатель холодный, с температурой например - 20°С, то и температура биметаллической пластинки такая же. И для того, что бы спираль ее разогрела, потребуется много времени.

А если же температура двигателя +10°С, то и температура биметаллической пластинки тоже + 10°С и времени, что бы ее разогреть до момента размыкания контактов потребуется тоже – естественно, меньше.

Схема термовременного реле  

Рис 2. Схема термовременного реле. 1 - выводы датчика, 2 - корпус датчика, 3 - биметаллическая пластина, 4 - спираль, 5 - контактная пара.

Этим самым регулируется время поступления дополнительного топлива во впускной коллектор и при неисправности термовременного реле будет или "мало" или "много" топлива.

Надо отметить, что описываемая система холодного пуска не имеет никакого отношения к электронике. Да-да, не удивляйтесь, потому что, если вы внимательно читали эти строки то заметили, что термовременное реле включается в работу не по команде компьютера, а просто параллельно со стартером.

Примерная зависимость времени работы
термовременного реле от температуры:

-20°С.................................................. 10 сек

0°С.................................................... 5-8 сек

+10°С................................................ 3-5 сек

выше +20°С......................................... 0 сек

 

После запуска холодному двигателю еще нужно некоторое обогащение топливом, поэтому электронный блок управления подает на рабочие форсунки чуть-чуть большие импульсы открытия, чем при работе прогретого двигателя. Расчет импульса блок управления производит на основании информации датчика температуры охлаждающей жидкости.

Некоторая статистика:

В нижеприведенной таблице показаны значения сопротивлений различных датчиков, из чего можно сделать вывод, что если между контактами STJ - "минус" сопротивление превышает 1,5 – 2,0 Ома, то этот датчик или не будет работать или будет работать неправильно.

порядок проверки системы холодного пуска 

Значение же сопротивления между контактам "STA" и "минусом", как правило лежит в пределах 20-90 Ом, а что касается сопротивления между выводами "STA" и "STJ", то оно изменяется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости:

 

Сопротивление, Ом

Температура охлаждающей жидкости

20-40

ниже 30°С

40-60

выше 40°С

Порядок проверки системы холодного пуска двигателя

Лучше всего проверить работоспособность системы визуально. Для этого надо открутить два болтика на 10, которыми форсунка холодного пуска крепится ко впускному коллектору, и немного отогнуть ее таким образом, что бы сопло ее смотрело вверх или в сторону для того, что бы при провороте двигателя стартером нам было видно – прыскает оттуда топливо или нет, и как прыскает. Это немаловажно. Если форсунка отгибается трудно или создается впечатление, что может сломаться сам трубопровод к форсунке, тогда можно сделать по-другому. Процедура немного длиннее, но надежнее: открутить два болта на 12, которыми крепится непосредственно трубопровод к топливной рейке и впускному коллектору, повернуть форсунку как удобнее, и все собрать в обратном порядке.

Важное условие: двигатель должен быть холодным.

Прокручиваем двигатель стартером и смотрим на форсунку холодного пуска – прыскает оттуда топливо и как прыскает.

Если система работоспособна, то из форсунки при вращении стартером должен идти хороший распыл топлива, то есть конусом и на расстояние не менее 15 – 25 см. в течение 3-5 секунд. Если при этом не видно ни одной струйки, а виден как бы шатер из распыленного топлива – все нормально. Если нет – то замените ее или займитесь прочисткой. Это можно попытаться сделать сжатым воздухом, в прямом и обратном направлении, подавая и снимая напряжение с контактов. У нас же для очистки форсунок сделана простая конструкция, где обыкновенным топливным насосом создается давление около двух килограмм, а в промывочный бензин добавлена очищающая жидкость.

Если система не или полуработоспособна, то из форсунки холодного пуска топливо может либо вообще не поступать, либо прыснуть чуть-чуть и все.

Теперь, когда мы визуально проверили и убедились в том, что из форсунки топливо практически не поступает, надо разобраться – по какой причине? Из опыта можно сказать, что 70% данной неисправности происходит из-за неисправности термовременного реле форсунки холодного пуска. Тем более у нас на Дальнем Востоке, когда влажность достигает 100%.

Проверим термовременное реле форсунки холодного пуска. Оно должно быть холодным. Как проверять и какие должны быть показания – см. выше. Если после данной проверки оказалось, что показания сопротивления реле укладываются в пределы, переходим к проверке форсунки холодного пуска. Из строя они выходят очень редко, но проверка не помешает.

Проверим сопротивление форсунки холодного пуска, которое должно составлять:

Двигатель 4А-FE........................................ от 3 до 5 Ом

Двигатель 4A-GE....................................... от 2 до 4 Ом

Примечание: это допустимые пределы. Если они не соответствуют, – придется форсунку заменить. Но в основном, из практики, сопротивление форсунки лежит в пределах 3,0 - 3,5 Ом.

Сняв с термовременного реле разъем, включив зажигание и немного подождав, чтобы топливный насос создал давление в системе, подсоединим "+" и "-" к выводам форсунки. Форсунка должна сработать и начать распылять топливо. Не предупреждаем о соблюдении мер безопасности! Это, – само собой разумеется!

Может быть такое, что и после подачи напряжения на форсунку холодного пуска топливо из нее "не прыскает". Не отчаивайтесь. Проверьте: а подается ли топливо вообще? Для этого ослабьте болт на 17, которым к топливному насосу крепится топливный патрубок и посмотрите результат.

Топливный насос можно включить и принудительно из моторного отсека. Для этого надо установить ключ зажигания в положение "ON" и на диагностическом разъеме перемкнуть выводы "Fp" и "+B".

Схематичное изображение диагностических разъемов (на "TOYOTA" они используются двух типов – до 90-го года и после 90-го) вы можете посмотреть на нижеприведенных рисунках.

Диагностический разъем моделей выпуска после 90г 

Диагностический разъем моделей выпуска после 90г.

Диагностический разъем моделей выпуска до 90г 

Диагностический разъем моделей выпуска до 90г.

Для проверки утечки топлива из пусковой форсунки, не включая зажигание, перемкните выводы на диагностическом разъеме и смотрите. Идеально, конечно, если в течение 30-40 секунд из нее не появится не капли. Но если увидите, что на срезе форсунки появляются капли или она вообще сочится - меняйте форсунку.

На некоторых моделях с расходомером воздуха (ранних годов выпуска) включение топливного насоса осуществляется перемыканием выводов не диагностического разъема двигателя, а диагностического разъема топливного насоса. Этот момент проиллюстрирован на приведенном рисунке.

схема включения топливного насоса 

Однако не стоит сильно удивляться, если вы начнете искать диагностический разъем топливного насоса (Fuel Pump Check Connector) на своем двигателе, а его там не окажется. Такое встречается. И причина здесь только в одном - при предыдущем ремонте кто-то разъем оборвал или отрезал.

Выводы топливного насоса ("Fc" – "E1" в кружке на рисунке) замыкаются только в том случае, когда стартер начинает раскручивать двигатель. Что происходит в этот момент:

·    Двигатель начинает интенсивно засасывать воздух через расходомер воздуха;

·    Подвижная пластинка внутри начинает двигаться и освобождает выводы "Fc" – "E1";

·    Топливный насос начинает работать;

Для того, что бы принудительно включить топливный насос, придется осторожно вскрыть крышку расходомера воздуха и вручную, так же осторожно разомкнуть выводы – это два крайних вывода справа, если смотреть сверху.

Во всех руководствах пишется (и это справедливо), что после каких-либо операций на топливной системе: при снятии форсунки, топливного штуцера, топливного клапана и так далее надо менять прокладки (медные колечки) на новые. Справедливо, но они не всегда есть под рукой - новые. Поэтому можно поступить таким образом: перед установкой просто-напросто отжечь эти колечки газовой горелкой. Все свои свойства медь не восстановит, но станет гораздо мягче. Это можно делать один раз.

При установке форсунки холодного пуска обратно рекомендуем внимательно осмотреть посадочное место и нанести на него тонкий слой герметика, потому что имеющаяся там прокладка, в большинстве случаев, при снятии форсунки трескается или рвется, а это чревато банальным подсосом воздуха.

На некоторых двигателях 4A-GE термовременное реле форсунки холодного пуска располагается "хитровато" – надо заглянуть в промежуток между двигателем и кабиной, и там, "за четвертым цилиндром" мы увидим и его и датчик температуры для системы "EFI".

После проведения всех работ на топливной системе обязательно "прогоните" двигатель на всех режимах и после этого внимательно осмотрите все соединения на предмет подтекания топлива. Не только капелек топлива не должно быть в местах соединений, но и даже "потения" топлива.

Необходимо так же отметить, что система холодного пуска двигателя используется, в основном, фирмой "TOYOTA". И то, автомобили выпуска после 93-95 годов уже не используют систему холодного пуска, потому что в них применены уже другие решения для запуска холодного двигателя.

Владимир КУЧЕР, город Южно-Сахалинск
http://www.efisakh.ru

  • Перепечатка разрешается только с разрешения автора и при условии размещения ссылки на источник

Комментарии

подскажите что делать,залил в поронайске ихнего бензина,калдина 98 год,3 s двигатель,вспышки идут дальше заливает свечи,ранее такого не было,подскажите что делать,заранее благодарю.
85
12
Ответить
Здравствуйте подскажите что делать при холодном запуске ДВС на тойоте пробокс 1.3об
не поднимаются обороты как обычно до 1500-
2000 а остаются как при холостом ходе 800
заранее благодарен.
P.S.мотор грею по 30 мин.
133
14
Ответить
Красноярск
Прошу помочь в моей проблеме
У меня НАДЯ 1999 г.в
На панели мигает красная лампа, перегрева двигателя купил, датчик поменял
Все тоже самое.
Делал диагностику, карман сканерам ошибок нет, температуру показывает более 105 вентилятор охл. не вкл. А аварийная лампа замигала при прогреве 70 градусов
Произвел замер термопарой, от датчика температуры нагрели по нему систему до 90 градусов, вентиляторы сработали, а лампа аравийки так и мигала .
Мне сказали что датчик от 3S разные и как быть что по скану комп. показывает более 100 градусов как его можно обнулить или перешить .
За ранние благодарен…..
Павел.
18
4
Ответить
Горно-Алтайск
Сообщений: 1
Тойота Алиион 2002г двиг. 1.8 (1zz)
Всем доброго времени суток!
В мороз уже около -10С испытываю трудности с запуском двигателя.
Последний раз было так: машина ночевала на улице, мороз - 24С.
Двиг заводится, обороты 1000, 5 секунд работает, падают обороты и глохнет. Завожу второй раз, обороты 1500, работает около 15 секунд, затем обороты падают, глохнет. Завожу третий раз, обороты 1800, проходит 20-30 секунд, глохнет. Завожу четвертый раз обороты 2000, начинает терять. Я поддерживаю их педалью газа около 1 минуты, двигатель прогревается, стрелка датчика температуры доходит до первой риски и после этого машина сама держит обороты. Было 2100 т (так много еще не было). Затем машина заводится нормально весь день.
В -10С держит обороты уже со второго раза. Чем больше мороз, тем больше проблем.
Поменял свечи, промыл инжектор, поменял топливный фильтр, проблема не решена.
79
8
Ответить
   
Челябинск
Сообщений: 25
Подскажите что делать поменял двигатель на контрактный с 110 короллы поставил, стоял родной 5AFE AE91 с форсункой холодного запуска а сейчас её нет и проблемы по утрам с запуском , как можно решить эту проблему. За ранее спасибо!
Corolla FX/AE91/1500/MT/1989
Мой отзыв: Toyota Corolla FX 1989
45
2
Ответить
   
Челябинск
Сообщений: 25
возможно ли обойтись не меняя мозгов ?
Corolla FX/AE91/1500/MT/1989
9
2
Ответить
 
Каргополь
Сообщений: 232
Подскажите у меня древняя машина 1982 г .в Тойота Корона ,Двигатель 3 Т ,незнаю стояло ли в то время термовременное реле и как определить его по внешнему виду ? У меня 2 датчика расположенны в корпусе термостата ,они однаконтактные ,один при прозвоне тестером не прозваниваеться ,но при нагревании ,контакт пропадает ,второй нагревай не нагревай контакта нет .Я предположил ,что при повороте ключа подаеться плюс на форсунку ,а масса идет через этот датчик ,и как жидкость нагреваеться датчик размыкаеться .Но стал проверять повернул ключ измерил напряжение при включении зажигания ток поступает ,а стартер еще не крутит ,получаеться форсунка начинает лить при повороте ключа .а не при повороте стартера и при включенном зажигании можно залить движок ,ни схем ни мануалов по этой машине ненайти ,подскажите ,может на первых авто была какая другая система ,может термореле цветом каким нибудь идет и куда обычно ставиться ,может и не в блок .на блоке видел два датчика с двумя контактами ,машина инжекторная ,праворукая ,коробка автомат ,вобщем машинка в хорошем состоянии .но вот холодная плохо заводиться .помогите пожалуйста !
19
4
Ответить
улан-удэ
Сообщений: 1
скажите пожалуйста как завести холодный 2 ст как будто нехватает топлива он даже не схватывает?
33
5
Ответить
кемерово
Сообщений: 1
кто подскажит что можно зделать когда замог зажигание непроварачиваеца
8
3
Ответить
  
лесосибирск
Сообщений: 8
доброе время суток всем кто подскажет на тайоте карола не горит чек машина не заводится а если загорается то работает как часы двс откапиталил копьютер менял
4
1
Ответить
  
лесосибирск
Сообщений: 8
FX-ZI:
Подскажите что делать поменял двигатель на контрактный с 110 короллы поставил, стоял родной 5AFE AE91 с форсункой холодного запуска а сейчас её нет и проблемы по утрам с запуском , как можно решить эту проблему. За ранее спасибо!
воздушный коллектор от какого матора форсунка холдного пуска здесь роли не играет если дросельная стоит старая без эл. датчиков с мех. регул холостого хода двигателя то сверли отверстие 2 мм в дросельной и все так я себе сделал проблем обошел между переходами колекторов. так еще на фордах делают когда дачик холостого хода мозг выносит.
 
 
Ответить
Не важно
Николаевск-На-Амуре
Двигатель 3s fe заводится и сразу глохнет,и больше не заводится, выкручиваешь свечи они залиты в чем проблема? На горячию заводится есле подогреешь её работает нормально
30
1
Ответить
денис
Ангарск
сергей:
подскажите что делать,залил в поронайске ихнего бензина,калдина 98 год,3 s двигатель,вспышки идут дальше заливает свечи,ранее такого не было,подскажите что делать,заранее благодарю.
1
 
Ответить
александр
Чита
Здравствуйте подскажите в чем может быть причина матор 5 S FE плохо заводится на холодную крутиш секунд10 так и не запускается выкручиваешь свечи а ни залиты что может быть?
14
4
Ответить
 
Хабаровск
Сообщений: 6
Подскажите, уважаемые знатоки, у меня Тойота Филдер 2011 г.в., при сильных холодах сел аккумулятор, я его отсоединил, снял, подзарядил и поставил обратно. Заводится машина легко, но на холодную, да и при обычной езде обороты сильно упали. Раньше, до отключения аккумулятора, на холодную заводку было 1200-1300 оборотов, сейчас 550-600, при обычной езде, было 750-800, сейчас 500, вот-вот и заглохнет? Не пойму, что случилось? Подскажите у кого была такая проблема и как ее решили. Алексей.
5
1
Ответить
10963780
ВСЕМ ПРИВЕТ.машина 4runner 1990 года двигатель 3vze.не заводится на холодную.менял термореле холодного пуска датчики температуры.ни как не может завести.бензин идет насос испраавен искра есть .в чем может быть проблема.если подогреть горелкой или паяльной лампой матор то заводиться с пол оборота.и ни каких проблем.
3
 
Ответить
Евгений
Рубцовск
александр
Здравствуйте подскажите в чем может быть причина матор 5 S FE плохо заводится на холодную крутиш секунд10 так и не запускается выкручиваешь свечи а ни залиты что может быть?
Виной всему зажатые клапана.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter