Двигатели Toyota S-serie - Энциклопедия японских машин

Посмотреть комментарии

Серия 4-х цилиндровых рядных двигателей S (1S, 2S, 3S, 4S, 5S) появилась в 1982 году и наряду с двигателями серии А (4А, 5А и др.), в течение долгого времени являлась основой в производственной программе концерна TOYOTA. Интересно, что за историю развития серии существовало четыре различных системы топливоподачи: карбюратор (двигатель 1S-U), центральный (одноточечный) электронный впрыск (двигатели 1S-Ui, 4S-Fi), многоточечный (распределённый) впрыск (двигатели 2S-FE, 3S-FE, 4S-FE, 5S-FE, 3S-GE) и наконец, непосредственный электронный впрыск (двигатель 3S-FSE).

Первым появился карбюраторный 1S-U, рабочим объёмом 1,8 л., выпуск которого начался в 1982 году, одновременно с "выходом в свет" первого поколения TOYOTA CAMRY/VISTA (кузов SV10). Кроме CAMRY/VISTA этот двигатель "на вооружение" получили CARINA/CORONA и MARK II/CHASER/CRESTA. Мощность этого двигателя составила 100 л.с. при 5400 об/мин. Сняли с производства этот двигатель в 1988 году, когда закончился выпуск MARK II/CHASER/CRESTA в 70-м кузове.

Параллельно 1S-U, в 1983 году начался выпуск двухлитрового 2S-FE с многоточечным электронным впрыском топлива (EFI), ставили который на модели CAMRY/VISTA и CARINA ED до 1987 года, когда на смену ему пришёл 3S-FE. В отличие от 1S-U и 1S-Ui этот двигатель имел 4 клапана на цилиндр с приводом от двух распределительных валов (DOHC). Мощность этого двигателя составила 120 л.с. при 5400 об/мин, что очень неплохо для двухлирового двигателя 1983 года разработки. Автомобили с двигателем 2S-FE имели на заднем стекле надпись - 16 VALVE EFI.

В 1985 году начался выпуск 1S-Ui, который в отличие от 1S-U, вместо карбюратора оснастили центральным (одноточечным) электронным впрыском топлива (система Ci), что положительно сказалось на экологических параметрах двигателя и повысило его экономичность. Интересно, что 1S-Ui ставили на CAMRY/VISTA и CARINA/CORONA, но его никогда не было на автомобилях более высокого класса - MARK II/CHASER/CRESTA, где оставили карбюраторный 1S-U. Автомобили оснащённые этим двигателем имели на заднем стекле надпись - Ci (Central injector).

Выпуск нового поколения двигателей серии S пришёлся на 1987 год, ведь именно тогда появились двухлитровый 3S и его "младший брат" 4S с рабочим объёмом 1,8 л. Первый, как и его предшественник - 2S-FE, имел 4 клапана на цилиндр и  многоточечный электронный впрыск топлива, что и определило его маркировку - 3S-FE. С небольшими изменениями, этот двигатель выпускается до сих пор. Куда его только не ставили... CAMRY/VISTA (кузова SV20/30/40), CORONA/CARINA/CALDINA, RAV4, TOWN ACE, IPSUM, и на многие другие модели автомобилей. Мощность этого двигателя, в зависимости от машины куда он ставился и года выпуска, могла варьироваться от 129 до 140 л.с. Пожалуй, двигателей 3S-FE, выпустили больше всего из всей серии, причём он широко встречается как на чисто японских моделях TOYOTA, так на моделях выпускаемых для европейского и американского рынков.

Как и у многих других серий двигателей производства концерна TOYOTA, серия S не обошлась без более форсированных двигателей с приставкой GE. У этих двигателей, в отличие от обычных FE,  каждый из распределительных валов имеет собственный привод от ремня ГРМ (у двигателей FE от ремня ГРМ приводится один распределительный вал, а второй распредвал приводится от первого через шестерню). В серии S им стал 3S-GE, который появился примерно в одно время с  3S-FE, и предназначался, в первую очередь, для TOYOTA CELICA. Ставили этот двигатель, кроме CELICA, на CARINA ED/CORONA EXIV, CORONA GT-R (1987 - 90 г.), CAMRY/VISTA (кузова SV20/30), CALDINA GT, ALTEZZA. Степень форсировки и, соответственно мощность этого двигателя сильно разнятся в зависимости от модели  автомобиля  и года выпуска. Так у CORONA GT-R (1987 - 90 г.) мощность 3S-GE была 160 л.с. при 6400 об/мин, а у ALTEZZA RS выпускаемых в настоящее время, она составляет уже 210 л.с. при 7600 об/мин.

Самым мощным из всей серии двигателей S стал 3S-GTE, который, как следует из названия имел турбонаддув. Выпуск этого двигателя начался в 1990 году и предназначался он для  CELICA GT-FOUR. Первоначально, мощность этого двигателя составляла 225 л.с при 6000 об/мин, а у двигателей выпускаемых в настоящее время она возросла до 260 л.с при тех - же оборотах. Сейчас эти двигатели устанавливают только на CALDINA GT.

Последней разработкой в серии S стал 3S-FSE с непосредственным электронным впрыском топлива (фирменное обозначение: D-4), выпуск которого начался в 1997 году. Устанавливали этот двигатель на модели CORONA PREMIO, VISTA, NADIA и явился он, по сути "пробным камнем" по внедрению двигателей с непосредственным впрыском топлива в производственной программе TOYOTA . В настоящее время он активно вытесняется принипиально новым двухлитровым 1AZ-FSE.  

Более "слабый" 4S, первоначально получил центральный электронный впрыск топлива, но в отличие от своего предшественника - 1S-Ui, он имел 4 клапана на цилиндр и назывался 4S-Fi. Мощность его составляла 105 л.с при 5600 об/мин. Предназначался он для CARINA/CORONA, CAMRY/VISTA, CARINA ED/CORONA EXIV, MARK II/CHASER/CRESTA и выпускался до 1990 когда был заменён 4S-FE с многоточечным электронным впрыском топлива (EFI). Автомобили с двигателем 4S-Fi имели на заднем стекле надпись - 16 VALVE Ci.

Как уже говорилось выше, в 1990 году 4S-Fi заменили на 4S-FE, который кроме иной системы впрыска топлива, отличался более высокой степенью форсировки и соответственно мощностью, которая составила 125 л.с. при 6000 об/мин. Выпускали этот двигатель до 1999 года. Устанавливали его на CORONA/CARINA, MARK II/CHASER/CRESTA, CARINA ED/CORONA EXIV, CURREN, CELICA. Автомобили с двигателем 4S-FE до 1992 года выпуска имели на заднем стекле надпись - 16 VALVE EFI.

Самым "объёмистым" в серии стал 5S-FE с рабочим объёмом 2,2 л. Первоначально разработанный для модели CAMRY в американо - европейском исполнении, на внутреннем японском рынке он появился в 1993 году, одновременно с моделью SCEPTER (которая по сути и являлась американо - европейской CAMRY). Позже этот двигатель стали устанавливать на теперь уже общую для всех рынков CAMRY/CAMRY GRACIA в кузове SXV20 (модель 1997 года), недавно снятую с производства. Двигатель 5S-FE отличался умеренной мощностью, которая составляла 140 л.с. при 5600 об/мин.

 Основываясь на отзывах автомехаников и людей эксплуатирующих автомобили с двигателями серии S, cкажем немного об эксплуатационных характеристиках этих двигателей и их надёжности (естественно не надо забывать, что скажем 3S-FE и 3S-GE могут существенно отличаться по этим показателям). Достаточно простые по устройству и в ремонте (хотя их сложнее ремонтировать чем скажем серию тойотовских двигателей А (4A, 5A)). 

Довольно малошумны и надёжны, по крайней мере особых проблем, при должном уходе, с ними не возникает. Их недостатком является повышенная чувствительность к качеству топлива и масла, особенно это касается высокофорсированных  3S-GE и 3S-GTE. Заливать 76-й или некачественный 92-й бензин в бак автомобиля даже с карбюраторным 1S-U крайне не рекомендуется!   

 

Сводная таблица с данными по серии S

Модель

двигателя

Годы выпуска Рабочий объём, см3 Мощность/при оборотах Крут.мом/при оборотах Степень сжатия Система подачи топлива Клапанов на цил.
1S-U 1982-88 1832 100/5400 152/3400 - карбюр. 2
1S-Ui 1985-87 1832 105/5400 160/2800 - Ci 2
2S-FE 1983-1987 1995 120/5400 173/4000 9.8 EFI 4
3S-FE 1987-2001 1998 129-140/6000 181-186/4400 9.5 EFI 4
3S-GE 1987-2001 1998 от 160/6400 до 210/7600 от 191/4800 до 216/6800 10,2 - 11,5 EFI 4
3S-FSE 1997-2001 1998 145/6000 196/4400 10 D-4 4
4S-Fi 1987-1990 1838 105/5600 152/2800 9.3 Ci 4
4S-FE 1990-1999 1838 125/6000 162/4600 9.5 EFI 4
5S-FE 1993-2001 2163 140/5600 191/4400 - EFI 4

Данные, которые могут помочь при ремонте и поиске запчастей для двигателя 3S-FE (часть    характеристик может быть общей с другими двигателями серии), приведены в таблице: 

Параметр Значение параметра
Основные данные 
диаметр цилиндра, мм 86
ход поршня, мм 86
число цилиндров 4
рабочий объём, см3 1998

Поршневой палец

наружный диаметр, мм  20
длина, мм  66
 Поршневые кольца
высота первого компрессионного кольца, мм  1,5
высота второго компрессионного кольца, мм  1,5
высота маслосъёмного кольца, мм  4,0
Коренные подшипники
диаметр шейки вала, мм 55,001
диаметр постели, мм 58,999
ширина вкладыша, мм 19,2/22,9
толщина вкладыша, мм 1,994
Шатунные подшипники
диаметр шейки вала, мм 48
диаметр постели, мм 51
ширина вкладыша, мм 20,4
толщина вкладыша, мм 1,448
Сальник коленчатого вала передний
диаметр наружный, мм 60
диаметр внутренний, мм 42

ширина, мм

7
Сальник коленчатого вала задний
диаметр наружный, мм 105
диаметр внутренний, мм 85

ширина, мм

10
Сальник распределительного вала 

диаметр наружный, мм

50
диаметр внутренний, мм 38
ширина, мм 8
Тепловые зазоры в клапанах (на холодном двигателе)
тепловой зазор впускного клапана, мм  0,19-0,29
тепловой зазор выпускного клапана, мм  0,28-0,38

Ремень газораспределительного механизма (ГРМ)

количество зубьев 163
шаг зубьев, мм 8
ширина ремня, мм 26,7

                     Данные, которые могут помочь при ремонте и поиске запчастей для двигателя 5S-FE: 

Параметр Значение параметра
Основные данные
диаметр цилиндра, мм 87
ход поршня, мм 91
число цилиндров 4
рабочий объём, см3 2164
 Поршневые кольца
высота первого компрессионного кольца, мм 1,5
высота второго компрессионного кольца, мм 1,5
высота маслосъёмного кольца, мм 3,0/4,0
Коренные подшипники
диаметр шейки вала, мм 55,001
диаметр постели, мм 58,999
ширина вкладыша, мм 19,2
толщина вкладыша, мм 1,994
Шатунные подшипники
диаметр шейки вала, мм 52
диаметр постели, мм 55
ширина вкладыша, мм 18
толщина вкладыша, мм 1,991
Клапан впускной
диаметр тарелки, мм 32
длина, мм 100,7/97,6
диаметр стержня, мм 6
Клапан выпускной
диаметр тарелки, мм 26,9/27
длина, мм 100,4/90,9
диаметр стержня, мм 6
Ремень газораспределительного механизма (ГРМ)
количество зубьев  163
шаг зубьев, мм 8,0
ширина ремня, мм 26,7

 


http://www.toyota-club.nm.ru


Эксплуатация двигателя D-4
Детонация
Двигатель 7A-FE: вопросы эксплуатации
  • Перепечатка разрешается только с разрешения автора и при условии размещения ссылки на источник

Комментарии

хочу поэксплуатировать 3s-gte подскажите пожайлуста какой ожидать расход топлива и какие слабые места у этого мотора зарание спасибо
48
7
Ответить
идет цоконье с двигателя 4S toyota corona , на СТО сказали нужно делать регулеровку клапанов , вопрос если это так то почему раньше цоконье было только на холостых а ща увеличелся пропорционально нажатию на педаль що это???????????
77
6
Ответить
Подскажите пожалуйста,у меня Калдина 95 года,двигатель 3S,2 литра,но такая беда,уже второй раз придёться менять двигатель,отрывает шатун,первый раз на против первого цилиндра,а теперь на против 4-го.Будьте любезны подскажите что может быть и возможно установить что нибудь по интереснее в замен 3S??????????Заранее СПАСИБО
49
5
Ответить
Зачем на двигателе 5S стабилизационные валы?
72
5
Ответить
    
Анапа
Сообщений: 37
братва скажите почему на 4S-FE масло через щуп выгоняет на оборотах больше 2500?
лучше японца НЕТУ!!!!!!
46
3
Ответить
Анапчанину: Нарушена вентиляция двигателя.
Если двигатель расходует масло и "дымит", возможно уже изношены поршневые кольца, из-за чего газы из камеры сгорания прорываются в картер двигателя и соответственно создают повышенное давление в нем. Лишние газы отводятся через "сапун". Проверь, не забит ли "сапун".
26
5
Ответить
привет всем подскажите как поменять сальник распредвала на 3sfe надоли снимать крышку клапанов и естьли нюансы
19
 
Ответить
кто-нить подскажет можно ли из 4S-FE сделать 3S-FE?и,что для этого нужно поменять подскажите(кроме двигателя)...
28
1
Ответить
чита 2
парни подскажите куда уходит тормозуха из бачка за неделю уровень исчезает. все сухо???
8
4
Ответить
Напевно випаровується))) В мене в циліндрі щеплення прокладкі були погані так воно аж у салон плювало рідиною!!))) може після заміни тормозних колодок за багато пє!!
4
4
Ответить
Подскажите,как натянуть ремень ГУРа на камри грации,движка 5S-FE?
23
1
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 42876
Денис.Т там гидронатяжитель стоит.
а-классик.рф стоматология
Все жуют, а я делаю!
 
7
Ответить
Пощдскажите, если кто сталкивался на движке 4S-FE при эксплуатации при низких температурах (ниже -30) на скорости перемерзает сапун, в следствии чего масло покидает движку. Что только не делал: перед закрыт полностью, сам сапун утеплен, накрывал одеялом под капотом, но черевато загорается от коллектора(любой негорючий материал быстро плавится). Придумал хитрость не знаю поможет нет сделать еще один подвод воздуха под фильтр, а сулицы заткнуть. Откликнитесь на севере это очень больной вопрос, особенно на трассе.
10
 
Ответить
Lewis
Какой нахрен гидрогатяжитель, на двиге 5S ремень Гура натягивается как и генератор, ключом ослабляешь крепежный болт и регулировочный (чтобы туда добраться нужно снять правое переднее колесо и дождевик)
1
1
Ответить
Zula99
wowan09 здесь про сапун много рассказано http://mikrob.ru/viewtopic.php?f=16&t=4552&start=450
2
 
Ответить
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, можно ли поменять 4S-FE на ЗS-GE или 3S-GTE на чайзере SX 90??? и подойдет ли механика?
14
1
Ответить
подскажите; ремкомплект двс 4s-fe подойдет на 3s-fe или нет.
9
1
Ответить
Вадим Силин
У меня тойота карина е 1993г двг 4а-FE,когда купил масло не знал какое,движок работал отлично.Как только поменял масло залил зик а+10w-40полусинтетика,на холодную работает такое чувство как что то тикает или постукивает,через пол минуты потиху пропадает.Может масло надо было синтетику заливать.подскажите а то я ещё водитель не давний может чё не понимаю.пробег авто 300000.И какое лучше масло.Спасибо.
26
 
Ответить
Олеган К....
Кемерово
Каким должно быть давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе 5S-FE?
17
3
Ответить
У меня карина ед 1994г двиг 3SFE куз СТ202. ХОЧУ ПОСТАВИТЬ ДВИЖОК 3sgte. что для этого надо и возможно ли это. что нужно будет заменить? подскажите! спасибо.
9
1
Ответить
Большой Камень
подскажите , почему на 3s непадают обороты холостого хода ниже-1000 ,на прогретом двигателе?
20
3
Ответить
тоета алтеза. откапеталили двигатель копресия по 14 очей на горячий.
стала две беды сней газ даешь когбудто за ***у ктото держит и бенз кушает.
менял датчики ДРС ни каких изменений, диагностика показывает все датчики в норме
могли ошибится при сборке может кто подсказать, ремень ГРМ одет идеально.
че может быть подскажите
89232786819 Данила, мой сотовый номер.
1
 
Ответить
fox7777777777
Анапчанин:
братва скажите почему на 4S-FE масло через щуп выгоняет на оборотах больше 2500?
поставь на щуп резинку уплотнительную или новый щуп купи и всё у меня так же было
6
1
Ответить
 
Сообщений: 7
Вадим Силин:
У меня тойота карина е 1993г двг 4а-FE,когда купил масло не знал какое,движок работал отлично.Как только поменял масло залил зик а+10w-40полусинтетика,на холодную работает такое чувство как что то тикает или постукивает,через пол минуты потиху пропадает.Может масло надо было синтетику заливать.подскажите а то я ещё водитель не давний может чё не понимаю.пробег авто 300000.И какое лучше масло.Спасибо.
У масла есть свой коэффициент вязкости (густота) она и записана в названии 10в-40, 10w - масло средней вязкости для температуры до -25, если холодный пуск при более низкой температуре или очень к ней близкой, то возможны шумы в двигателе из за загустевшего на морозе масла, чтоб этого не было, на зиму бери 5w-40
Мой отзыв: Toyota Corolla II 1986
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter