Теория. Так как я её понял...
Во время работы двигателя через зазоры в местах установки поршневых колец и зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками в картер проникает некоторое количество отработавших газов. При пуске двигателя в цилиндрах также конденсируются пары бензина, которые, попадая в картер, разжижают масло и ухудшает его смазывающие свойства.
Имеющиеся в составе отработавших газов пары воды, конденсируясь в картере, вспенивают масло и приводят к образованию густых и липких эмульсий, а в соединении с сернистым газом образуют кислоты, которые разъедают рабочие поверхности деталей двигателя и ускоряют их износ. Для удаления из картера газов и паров бензина, что увеличивает срок службы масла и повышает долговечность двигателя, служит принудительная вентиляция картера, осуществляемая отсосом газов из картера во впускную трубу двигателя. Кроме того, вентиляция картера не допускает повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. А поскольку система вентиляции закрытая, то исключается попадание картерных газов в салон автомобиля и уменьшается выброс токсичных веществ в атмосферу.
Как это работает
Через шланг 8 под клапанную крышку поступает воздух из воздушного фильтра. Это происходит из-за разницы давления между впускным коллектором (там разряжение больше) и впускным воздуховодом (там разряжение меньше). Он смешивается с картерными газами и по шлангу 16 через калиброванное отверстие (что-то около 2.2мм) всасывается во впускной коллектор для последующего дожигания в двигателе.
Так как диаметр отверстия мал, то поток воздуха не сильно влияет на обороты двигателя.
Вроде всё просто. Но где-то под клапанной крышкой должен быть маслоотделитель, который имеет свойство засоряться всякими отложениями. Кроме того, калиброванное отверстие тоже может постепенно засоряться всякой дрянью. Всё это надо время от времени (хотя бы раз в пять-семь лет :) прочищать...
Алексей Сериков
http://avs.duma.midural.ru