Текст взят из книги С.В. Корниенко "Ремонт японских автомобилей".
Любой современный японский автомобиль, имеющий электронный блок управления какой-либо системой (двигателем, автоматической коробкой передач, противобуксовочной системой и т. д.), имеет систему самодиагностики. Она представляет собой следующее. При отклонении показаний любого датчика от параметров, заложенных в компьютер, этот датчик отключается, и в блоке управления двигателем (если из строя вышел какой-нибудь датчик двигателя, например) включается обходная программа. Когда датчик снова станет исправным, например, после его замены, обходная программа снимется, и двигатель, если датчик относился к нему, заработает штатно. Пока будет включена обходная программа, на табло будет гореть аварийная или мигать штатная рабочая лампочка. После устранения неисправности или после замены дефектного датчика, если причина была в нем, аварийная лампочка (красного цвета) погаснет, а штатная рабочая лампочка (любого цвета) перестанет мигать и будет гореть непрерывно, как и положено при включении. Но информация о том, что была неисправность, заносится в память компьютера, и, если питание компьютера не отключалось (например, при снятии аккумуляторной батареи постоянное питание компьютера исчезает), эту информацию можно прочесть на панели приборов («Toyota») или на самом компьютере («Nissan»). Эту информацию на некоторых машинах («Mitsubishi») можно снять с помощью обычного вольтметра, подсоединив его должным образом, или с помощью специального диагностического оборудования.
Есть неисправности, при которых двигатель (если говорить о нем) глохнет, а есть такие, при которых все в работе двигателя на первый взгляд нормально, но, например, повышен расход топлива, или появился какой-то провал при увеличении оборотов и т.д. В любом случае на щитке приборов загорится аварийная лампочка и неисправность, вернее, ее код, будет занесена в память компьютера. Эта система очень удобна для диагностики случайных сбоев в работе двигателя. Например, на ходу этот двигатель заглох, но, пока вы вспоминали маму своей машины, что-то случилось на небесах и двигатель снова запускается и работает. Проверяй, не проверяй — все в нем исправно. Но что-то ведь было. И вот это «что-то», если оно было связано с электроникой, однозначно определено и занесено в память. Правда некоторые современные блоки управления системами автомобиля различают «тяжелые» и «легкие» неисправности. При возникновении «легкой» неисправности, ее код, после устранения, не заносится в память, конечно если эта неисправность исчезла. Например вы на машине проехались по жидкой грязи и датчики (хотя бы один) начали выдавать на электронный блок управления «ABS» плохие сигналы. Компьютер тут же отключит систему «ABS» и зажжет на панели приборов соответствующую сигнальную лампочку. Но когда грязь с датчиков оборотов колес будет смыта, сигнал с них на компьютер «ABS» пойдет нормальный, лампочка «ABS» на панели приборов погаснет и в памяти этого компьютера об этом ничего не будет записано. Также система самодиагностики очень удобна при ремонте автомобиля. Например его двигатель не заводится. В первую очередь надо включить ему режим самодиагностики и, если причина неполадки связана с неисправностью какого-нибудь датчика, лампочка «CHECK» покажет это, и весь ремонт сведется к замене дефектного датчика или ремонту его цепей.
Рассмотрим систему диагностики, применяемую в автомобилях фирмы «Toyota».
В этих автомобилях есть диагностические разъемы, которые называются «DLC 1» и «DLC 2» (Data Link Connector). Первый из них представляет собой пластмассовую прямоугольную коробочку, расположенную обычно слева по ходу автомобиля, на ней написано «DIAGNOSTIC». Самодиагностика двигателя выводится через лампочку «CHECK» на щитке приборов. Но на некоторых машинах вместо лампочки «CHECK» есть лампочка с изображением двигателя, это в общем, одно и то же. Так же имейте в виду, что в некоторых моделях дизельных машин для самодиагностики используется лампочка контроля накала свечей с изображением спирали. Неисправности автоматической трансмиссии в режиме самодиагностики обычно выводятся через лампочку «O\D» ( но это может быть и лампочка «POWER» или «A\T CHECK») а неисправности систем «ABS», «TRC», «SRS» через соответствующие контрольные лампочки. Второй диагностический разъем «DLC 2» находится под нижней частью панели с водительской стороны. Он имеет другую конфигурацию, поскольку предназначен в основном для подключения специального диагностического оборудования, но имеет те же выводы что и «DLC 1». Этот разъем, хотя и расположенный неудобно, позволяет диагностировать машину на ходу. На старых (по году разработки) моделях для диагностики имеется несколько круглых разъемов желтого цвета в моторном отсеке ближе к аккумуляторной батарее, которые идентичны разъему «DLC 1» (с надписью «DIAGNOSTIC» ). Разъема «DLC 1» в этом случае нет. Для самодиагностики своих автомобилей фирма «Toyota» использует два типа кодов. Первый – тип 09. Это двухзначный код со следующими параметрами. Ширина импульса – 0,5 секунд. Пауза между импульсами – 0,5 секунд. Пауза между десятками и единицами – 1,5 секунды. Пауза между кодами – 2,5 секунды. Пауза между сериями кодов – 4,5 секунды. Второй тип кода используемый фирмой «Toyota» - тип 10. Это однозначный код, где количество импульсов равно коду неисправности. Его параметры следующие. Ширина импульса – 0,5 секунд. Пауза между импульсами – 0,5 секунд. Пауза между кодами – 2,5 секунды. Пауза между сериями кодов – 4,5 секунды.
Для того чтобы отдиагностировать двигатель или автоматическую коробку передач, надо сделать следующее. Откройте капот автомобиля, и, найдя пластиковую коробочку с надписью «DIAGNOSTIC», откройте ее крышечку. С обратной стороны этой крышечки вы увидите маркировку выводов. Далее надо взять любой кусок провода и воткнуть его в разъемы так, чтобы замкнуть выводы «ТЕ1» и «Е1».После этого садитесь за руль и, включив зажигание и, выключив кондиционер и печку, следите за лампочками на щитке приборов. После включения зажигания лампочки «CHECK» и «O\D» начнут моргать. Если лампочки непрерывно и часто моргают ( вспышка – 0,5 сек., пауза – 0,5 сек.) более 11 раз, то это означает, что в вашей машине используется двухзначный код тип 09 и в памяти компьютера никаких неисправностей не зафиксировано и, следовательно, вы можете вынимать перемычку, запускать двигатель и ехать по делам. Если лампочка «CHECK» моргает непрерывно с интервалом 4,5 секунды, значит в автомобиле используется код тип 10 и также никаких неисправностей в памяти компьютера не зафиксировано. Если лампочка моргает так: вспышка- пауза- вспышка – длинная пауза- вспышка – это значит, у вас в памяти код 21 (двухзначный); если так: вспышка- длинная пауза – вспышка -пауза вспышка – то код 12 и так далее.
Если вы не уверены что правильно определили контакты, которые следует перемкнуть, то можно посоветовать следующее. Вывод на фишке диагностики «Е1» – это корпус. Если взять «контрольку» с маломощной лампочкой, один провод подсоединить к корпусу автомобиля, а щупом касаться всех выводов подряд в разъеме диагностики, то, когда вы попадете на «ТЕ1», при включенном зажигании, лампочка «CHECK» начнет моргать. Таким образом можно найти диагностический вывод любого автомобиля, имеющего на панели лампочку «CHECK», не рискуя при этом что-нибудь сжечь, т. к. используется «контролька», а для срабатывания системы самодиагностики, даже маломощной лампочки, например от подсветки панели приборов, достаточно.
Таблица двухзначных кодов двигателей и автоматических коробок передач автомобилей фирмы «Toyota» (тип 09)
Код | Неисправность |
11 | нет питания на блок EFI |
12 | нет сигнала от датчика оборотов двигателя |
13 | нет сигнала от датчика оборотов двигателя при оборотах более 1000 об/мин |
14 | нет сигнала от «минуса» катушки зажигания или от «минуса» катушки номер один (если их две) |
15 | нет сигнала от «минуса» катушки зажигания номер два |
16 | нет связи блока управления коробки-автомата с блоком управления двигателем |
17 | Неправильный сигнал от датчика положения распредвала номер 1 |
18 | Неправильный сигнал от датчика положения распредвала номер 2 |
21 | неправильный сигнал от датчика кислорода, если двигатель V-образный, то неисправен нагреватель левого главного датчика кислорода |
22 | неправильный сигнал от датчика температуры двигателя (THW) |
23 | неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (THA) |
24 | неправильный сигнал от датчика температуры всасываемого воздуха (THA) |
25 | слишком бедная смесь |
26 | слишком богатая смесь |
27 | неправильный сигнал от дополнительного датчика кислорода (левого у V-образных двигателей) |
28 | неправильный сигнал от датчика кислорода (у V-образных двигателей нагреватель правого главного датчика кислорода) |
29 | неисправен дополнительный датчик кислорода (правый у V-образных двигателей) |
31 | неправильный сигнал отдатчика расхода воздуха или, если его нет, от датчика давления во впускном коллекторе (вакуум-сенсор) |
32 | неправильный сигнал от датчика расхода воздуха. |
34 | неисправен наддув |
35 | неправильный сигнал датчика атмосферного давления во впускном коллекторе (вакуум-сенсор) |
38 | датчик температуры рабочей жидкости автоматической коробки передач. |
41 | неправильный сигнал от датчика положения дроссельной заслонки (TPS) |
42 | неправильный сигнал от датчика скорости автомобиля (спидометра) |
43 | нет стартерного сигнала (STA) на блок управления двигателем |
46 | неисправен соленоидный клапан номер 4 или его цепи |
47 | неисправен дополнительный датчик положения дроссельной заслонки (TPS) или его цени |
48 | неисправна система управления подачей дополнительного воздуха |
51 | нет сигнала холостого хода от TPS |
52 | неправильный сигнал от датчика детонации (если их два, то от левого или от переднего) |
53 | проблемы в цепях управления датчиками детонации (опережение зажигания) |
55 | неправильный сигнал от датчика детонации (если их два, то от правого или от заднего) |
61 | неисправен главный датчик скорости или его цепи |
62 | неисправен соленоидный клапан номер 1 или его цепи |
63 | неисправен соленоидный клапан номер 2 или его цепи |
64 | неисправен соленоидный клапан номер 3 или его цепи |
65 | неисправен соленоидный клапан номер 4 или его цепи |
67 | неисправен датчик включения O/D или его цепи |
71 | неисправна система управления EGR |
72 | соленоид отсечки топлива |
77 | неисправен соленоид управления давлением или его цепи (в автомате) |
78 | нет сигнала на топливный насос или неисправны его цепи |
81 | неисправна цепь между ТСМ и ЕСТ1 |
82 | неисправна цепь между ТСМ и ЕSA1 |
84 | неисправна цепь между ТСМ и ЕSA2 |
85 | неисправна цепь между ТСМ и ЕSA3 |
86 | неисправен датчик оборотов двигателя |
88 | неисправна цепь от блока управления двигателем к блоку управления автоматической коробкой передач |
89 | нарушена связь между блоком управления двигателем и блоком управления системой TRC |
99 | кодов неисправностей нет |
Таблица однозначных кодов бензиновых двигателей автомобилей фирмы «Toyota» (тип 10)
Код | Неисправность |
1 | Норма |
2 | Неправильный сигнал датчика расхода воздуха воздуха |
3 | Неправильный сигнал от коммутатора |
4 | Неправильный сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости |
5 | Неправильный сигнал датчика кислорода |
6 | Неправильный сигнал датчика числа оборотов двигателя |
7 | Неправильный сигнал датчика положения дроссельной заслонки |
8 | Неправильный сигнал датчика температуры всасываемого воздуха |
9 | Неправильный сигнал датчика скорости автомобиля |
10 | Нет сигнала включения стартера |
11 | Неисправности кондиционера или переключателя нейтрального положения в автомате |
Для того, чтобы стереть память компьютера, по инструкции к некоторым автомобилям необходимо вынуть предохранитель «HAZ-HORN», по другим –STOP» (через первый предохранитель питается «аварийка» и звуковой сигнал, а через второй сигналы «стоп»), по третьим – «EFI». Но можно на 30 секунд снять минусовую клемму аккумулятора, и тогда точно все сотрется. К сожалению, при этом сотрется и память в приемнике, в часах, в климатической установке. Кроме того, если у вас автомобиль 1998 года или еще «моложе», отсоединение минусовой клеммы с аккумулятора может на несколько дней вызвать проблемы в работе его систем. Это случается с очень «умными» автомобилями, способными самоподстраиваться под определенную манеру вождения.
Порядок диагностики систем «ABS» и «TRC» следующий.
1. Включите зажигание, но двигатель не запускайте. Выключите все блокировки дифференциалов, если они есть.
2. Откройте крышечку разъема диагностики «DLC 1» (под капотом автомобиля) и выньте из него короткую штатную перемычку. У некоторых моделей, например «MR-2», перемычки в «DLC 1» нет. В этом случае следует разомкнуть висящий на проводе разъем возле мотора (блока клапанов) «ABS».
3. Поставьте в «DLC 1» между выводами «Тс» и «Е1» проволочную перемычку.
4. По мигающей лампочке «ABS» прочтите коды неисправностей.
5. Очистите память компьютера. Для этого при включенном зажигании и выключенных блокировках дифференциалов (если они есть) надо быстро нажать на педаль тормоза 8 или более раз в течение 3 секунд. Когда память очистится, лампочка начнет мигать равномерно с интервалом 0,5 секунд.
6. Уберите проволочную перемычку с «DLC 1» и установите на место штатную короткую перемычку (или восстановите ранее разомкнутый разъем возле мотора (блока клапанов) «ABS».
Таблица двухзначных кодов системы «ABS» и «TRC» автомобилей фирмы «Toyota» (тип 09)
Код | Неисправность |
11 | Обрыв в цепи реле соленоида |
12 | Короткое замыкание в цепи реле соленоида |
13 | Обрыв в цепи реле управления электромотором насоса |
14 | Короткое замыкание в цепи реле управления электромотором насоса |
15 | Обрыв или замыкание в цепи управления соленоидом TRC (TRAC) |
16 | Замыкание в цепи питания реле соленоида |
17 | Обрыв или замыкание в цепи реле мотора TRC (TRAC) |
18 | Замыкание в цепи питания мотора TRC (TRAC) |
21 | Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида правого переднего колеса (цепь SFR) |
22 | Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида левого переднего колеса (цепь SFL) |
23 | Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида правого заднего колеса (цепь SRR) |
24 | Обрыв или короткое замыкание в цепи соленоида левого заднего колеса (цепь SRL) |
25 | Обрыв или замыкания в цепях управления соленоида TRC (цепь SMC) |
26 | Обрыв или замыкания в цепях управления соленоида TRC (цепь SАC) |
27 | Обрыв или замыкания в цепях управления соленоида TRC (цепь SRC) |
31 | Неправильный сигнал от датчика оборотов правого переднего колеса |
32 | Неправильный сигнал от датчика оборотов левого переднего колеса |
33 | Неправильный сигнал от датчика оборотов правого заднего колеса |
34 | Неправильный сигнал от датчика оборотов левого заднего колеса |
35 | Обрыв цепи левого переднего или правого заднего датчика оборотов |
36 | Обрыв цепи правого переднего или левого заднего датчика оборотов |
37 | Неисправны роторы датчиков оборотов задних колес |
41 | Напряжение питания меньше чем 9,5 вольт или больше чем 16,2 вольт |
43 | Неисправен датчик замедления |
44 | Обрыв или замыкание в цепях датчика замедления или в цепях включения нейтральной передачи |
45 | Обрыв в TPS или в его цепях |
46 | Короткое замыкание в TPS или в его цепях |
47 | Неисправен TPS заслонки TRC (TRAC) или его цепи |
48 | Обрыв или замыкание в цепях датчика блокировки межосевого дифференциала или короткое замыкание в цепи датчика TPS системы TRC |
49 | Нет связи между блоком управления двигателем и блоком системы TRC (TRAC) |
51 | Электромотор насоса заклинен или обрыв в его цепи |
53 | Нет управления мотором насоса |
54 | Нет управления мотором насоса |
55 | Низкий уровень тормозной жидкости или неисправны цепи датчика этого уровня |
56 | Обрыв или короткое замыкание в цепи датчика давления |
57 | Неисправен датчик давления |
58 | Обрыв в цепи электромотора насоса TRC (TRAC) |
61 | Нет питания блока управления системой TRC (TRAC) |
62 | Нет сигнала от одного из датчиков оборотов |
71 | Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) правого переднего колеса |
72 | Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) левого переднего колеса |
73 | Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) правого заднего колеса |
74 | Низкое напряжение от датчика оборотов (скорости) левого заднего колеса |
75 | Плохой сигнал от датчика оборотов переднего правого колеса |
76 | Плохой сигнал от датчика оборотов переднего левого колеса |
77 | Плохой сигнал от датчика оборотов заднего правого колеса |
78 | Плохой сигнал от датчика оборотов заднего левого колеса |
79 | Неисправен датчик замедления или его цепи |
Если системы «ABS» и «TRC» исправны, следует провести диагностику их датчиков скорости. Для этого надо сделать следующее.
1. Включите зажигание. Лампа «ABS» должна загореться и примерно через 3 секунды погаснуть. Если нет, то следует проверить предохранители, целостность лампы, провода и разъемы.В большинстве автомобилях фирмы «Nissan» для того, чтобы опросить память блока EFI, его надо сначала найти. Он будет находиться с левой стороны, под сиденьем пассажира, или в левой передней стойке. В металлическом корпусе самого блока есть отверстие, через которое видны два светодиода: красный и зеленый которые и служат для вывода кодов неисправностей. Красный светодиод выводит десятки, а зеленый единицы числа представленного кода ( код типа 07а ). Там же на корпусе блока есть переключатель или ручка (под отвертку), которой выбирают режим проверки.
Перед началом диагностики надо убедиться, что ручка выбора режима повернута до упора против часовой стрелки.
Фирма «Nissan» для проверки своих двигателей использует две схемы самодиагностики. На ранних моделях для самодиагностики обычно используется двухрежимная схема. Для ее реализации необходимо сделать следующее. Включите зажигание. Убедитесь, что оба диода светятся, если нет, значит, где-то обрыв питания. С помощью плоской отвертки поверните ручку выбора режима по часовой стрелке до упора или передвиньте переключатель. По очереди должны высветиться коды 23, 24, 31. Если появятся еще какие-нибудь коды, запишите их. Красный светодиод, как уже говорилось, обозначает десятки, зеленый – единицы. Код 23, например, выглядит так: два раза моргнул красный светодиод, потом три раза – зеленый. Потом пауза, и выводится код 24, снова пауза — и код 31. Затем, если в машине все исправно, следует длинная пауза и снова те же коды 23, 24, 31 и так далее до бесконечности. Нажмите и отпустите педаль газа. Должны остаться коды 24 и 31. Если появится еще какой-нибудь код, запишите его. Запустите двигатель. Должны также оставаться коды 24 и 31, но не обязательно, может остаться только код 31. Если появится еще какой-нибудь код, запишите его. Включите-выключите кондиционер. Должны появиться коды 44 и 24, или только код 44. Другие коды запишите. Выключите двигатель. Стирание памяти производится при включенном зажигании и при повороте ручки от упора до упора, с выдержкой в крайних положениях не менее 2-х секунд. Снятие аккумулятора может очистить память далеко не сразу. Блок EFI у «Nissan» около суток все «помнит» и без аккумулятора.
Вторая схема самодиагностики является пятирежимной и применяется на более новых (по году разработки) автомобилях. Там те же два светодиода и та же ручка, но действовать надо немного по-другому.
Порядок диагностики.
1. Убедитесь, что селектор выбора режима повернут против часовой стрелки до упора.После этого должны вспыхнуть один раз одновременно оба светодиода, затем – длинная пауза. Если вы за это время повернете селектор выбора режима обратно против часовой стрелки, установится режим 1, если этого не сделать, через несколько секунд светодиоды вспыхнут два раза подряд, и опять будет пауза, в течение которой вы можете установить, повернув селектор, режим 2. После паузы следуют три вспышки подряд, снова пауза и четыре вспышки, потом пауза и пять вспышек, и все повторится сначала: одна вспышка – пауза – две вспышки – пауза – три вспышки и т.д. Во время паузы вы можете поворотом селектора оставить тот или иной режим, и компьютер будет непрерывно выдавать по очереди все коды, которые в этом режиме у него есть. Если вы не выведете его из этого режима, когда они закончатся, он начнет, после длинной паузы, выдавать их снова с низшего номера кода до высшего и т.д.
Режим 1 – проверка датчиков выхлопных газов.Предлагаемые ниже коды применяются только в режимах 3 и 5. Если во время любого режима выключить зажигание, а потом снова его включить, установится режим 1. Если вы войдете в режим 3, прочтете коды, а затем перейдете из него в режим 4, память сотрется. Она, как указывалось выше, сотрется и при снятии аккумуляторной батареи более чем на 24 часа.
Если двигатель не запускается, то, прежде чем смотреть коды, покрутите его стартером не менее 2-х секунд. И если причиной неисправности является электроника, то система самодиагностики определит неисправность.
Также на некоторых моделях «Nissan» на щитке приборов может быть лампочка с изображением двигателя или с надписью «CHECK» (как у «Toyota») и тогда она может служить для индикации кодов (код тип 07b), но немного не так, как у «Toyota», где все вспышки имеют одинаковую длительность. У «Nissan» код 12, например, выдается так: длинная вспышка (0,6 сек) – пауза (0,9 сек) – две короткие вспышки (по 0,3 сек с паузой 0,3 сек); код 23 так: две длинные вспышки (по 0,6 сек с паузой 0,6 сек) – пауза (0,9 сек) – три короткие вспышки (0,3 сек с паузой 0,3 сек). Пауза между кодами составляет 2,1 сек.
Коды неисправностей двигателей фирмы «Nissan» (тип 07)
Код | Неисправность |
11 | неправильный сигнал с датчика частоты вращения коленвала |
12 | неправильный сигнал с датчика расхода воздуха |
13 | неправильный сигнал с датчика температуры двигателя |
14 | неправильный сигнал с датчика скорости автомобиля |
21 | неправильный сигнал с датчика управления катушкой зажигания |
22 | неисправны цепи управления топливным насосом |
23 | неправильный сигнал с датчика положения дроссельной заслонки (включатель холостого хода) |
25 | Неисправен мотор принудительного повышения частоты холостого хода или его цепи |
31 | неисправен блок EFI или цепи управления кондиционером |
32 | неисправны цепи управления клапаном EGR или сам клапан EGR |
33 | неправильный сигнал датчика кислорода |
34 | неправильный сигнал от датчика детонации |
35 | неправильный сигнал от датчика температуры выхлопных газов |
41 | неисправен датчик температуры воздуха или его цепи |
42 | неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепи (TPS) |
43 | неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепи (TPS) |
44 | блок EFI работает нормально |
45 | неправильное управление форсунками |
51 | Неисправны форсунки или их цепи |
54 | Неисправны цепи от блока управления коробкой-автоматом |
55 | нет неисправностей в вышеперечисленных цепях |
Если ваш автомобиль фирмы «Nissan» имеет электронное управление автоматической коробкой передач, то для прочтения на панели приборов кодов неисправностей необходимо включить режим самодиагностики. В зависимости от того, как укомплектован ваш автомобиль, для этого надо выполнить одну из трех последовательностей действий.
Первый вариант
1. Прогрейте двигатель.Второй вариант
1. Прогрейте двигатель.Третий вариант
1. Прогрейте двигатель.Коды неисправностей автоматических коробок передач фирмы «Nissan»
Код | Неисправность |
1 | Неисправен датчик вращения или его цепи |
2 | Неисправен датчик скорости или его цепи |
3 | Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (TPS) или его цепи. У дизельных двигателей – датчик положения рычага подачи топлива. |
4 | Неисправен соленоид вала «А» или его цепи управления |
5 | Неисправен соленоид вала «В» или его цепи управления |
6 | Неисправен соленоид включения O/D или его цепи управления |
7 | Неисправен соленоид управления (или его цепи) системой блокировки (Lock) |
8 | Нет «питания» на блок управления или неисправны цепи датчика температуры «Dexron»’а |
9 | На блок управления не приходит сигнал от минуса катушки зажигания (нет информации о вращении двигателя) |
10 | Неисправен соленоид линии давления или его цепи |
Теперь о том, как читать код 7с. После его запуска, вне зависимости от того есть в памяти компьютера коды неисправностей или нет, контрольная лампочка загорится на 2 секунды (стартовый импульс) и погаснет. Далее, если кодов неисправностей нет, будут следовать короткие (0,1 сек.) импульсы с небольшой паузой (0,9 сек.). Этих коротких импульсов, в зависимости от типа коробки передач, будет 10 или 11 штук, после чего снова последует длинный стартовый импульс (2 сек.) и снова серия коротких. И так до тех пор пока не разрядится аккумулятор. Если же в памяти компьютера будет неисправность с кодом, например, 5, то пятый импульс в каждой серии коротких импульсов будет длиннее остальных (0,6 сек вместо 0,1 сек.).
Приведем систему диагностики автомобилей фирмы «Isuzu», которая очень похожа на систему «Toyota». В зависимости от модели автомобиля надо добраться до блока EFI и найти два свободно висящих от этого блока провода, разъемы которых подходят друг («папа» и «мама» одинарные) и соединить их или найти трехштекерную рядную «маму», также свободно висящую на конце 3-х жильного жгута и перемкнуть любым проводом вывод 1 и вывод 3.
После этого транспарант «CHECK» на панели приборов после включения зажигания будет высвечивать содержание памяти компьютера (код тип 23). Происходит это примерно так же, как и у автомобилей «Toyota». Длительность вспышки – 0,4 сек, длительность короткой паузы – 0,4 сек, длительность длинной паузы 1,2 сек, длительность паузы между кодами – 3,2 сек. Код 24 выглядит так: вспышка – пауза – вспышка – длинная пауза – вспышка – пауза – вспышка – пауза – вспышка – пауза – вспышка. Если записано два кода, то сначала с паузой 3,2 сек будет три раза передаваться первый код, потом три раза второй код, потом снова три раза первый и т.д. Стереть память можно отсоединив аккумуляторную батарею более чем на 30 секунд, впрочем это зависит от температуры окружающего воздуха. Чем прохладней на улице, тем больше секунд требуется для стирания памяти.
Коды неисправностей двигателей фирмы «Isuzu» (тип 05)
Код | Неисправность |
12 | обороты двигателя менее 200 об/мин или нет сигнала на тахометр |
13 | неисправен нагреватель датчика кислорода |
14 | сигнал датчика температуры двигателя закорочен на землю |
15 | обрыв цепи датчика температуры двигателя |
16 | неисправен датчик температура воды или его цепи |
21 | неправильный сигнал от датчика положения дроссельной заслонки (нет сигнала о включении холостого хода) |
22 | нет сигнала включения стартера на блок EFI |
23 | неправильный выходной сигнал коммутатора |
25 | неправильная работа клапана управления давлением топлива |
26 | неправильная работа клапана управления угольной канистрой для вентиляции бензобака |
27 | неисправен транзистор управления вакуумным клапаном (см. код 26) |
32 | неисправна система EGR |
33 | неисправен топливный форсунка или его(их) цепи управления |
34 | неисправен датчик температуры системы EGR или клапан управления EGR |
35 | обрыв цепей транзистора управления катушкой зажигания |
41 | неправильный сигнал датчика положения коленчатого вала |
43 | неправильный сигнал датчика положения дроссельной заслонки в режиме холостого хода |
44 | неправильный сигнал датчика кислорода (бедная смесь, низкое напряжение) |
45 | неправильный сигнал датчика кислорода (богатая смесь, высокое напряжение) |
51 | неисправность блока EFI (неправильные импульсы управления форсунками при данных сигналах от датчика дроссельной заслонки) или обрыв в форсунке |
52 | неисправен EFI. Не изменяется опережение угла зажигания |
53 | неисправен управляющий транзистор клапана управления давлением топлива |
54 | неисправен коммутатор (выходной транзистор замкнут на корпус) |
55 | неисправность в блоке управления |
61 | неправильный сигнал датчика расхода воздуха (недостаточный сигнал) |
62 | неправильный сигнал датчика расхода воздуха (избыточный сигнал) |
63 | нет сигнала датчика скорости автомобиля |
64 | транзистор управления форсункой топлива замкнут на корпус |
65 | неправильный сигнал от датчика положения дроссельной заслонки при открытой заслонке |
73 | Замыкание в соленоидном клапане управления EGR |
Автомобили фирмы «Mitsubishi» также имеют систему самодиагностики, прочесть их коды неисправностей можно с помощью специального диагностического оборудования или используя вольтметр. В салоне автомобиля под панелью, рядом с предохранителями есть 11-штырьковый разъем. Подключая к лепесткам этого разъема вольтметр можно диагностировать различные системы автомобиля. На разных моделях могут присутствовать и другие специальные разъемы для диагностики сканерами разных фирм, но этот, 11-штырьковый, есть почти у всех машин фирмы «Mitsubishi».
Бывает, что в этом разъеме не во все гнезда вставлены лепестки контактов, но это говорит лишь о неполной «компьютеризации» данного автомобиля. Для вызова кодов к двум лепесткам диагностического разъема надо подключить вольтметр (диапазон 15 вольт) и включить зажигание. Стрелка вольтметра начнет выдавать двухзначные коды неисправности (тип 11). Если в автомобиле все исправно, это будет просто последовательность импульсов длительностью 1,5 секунды с такой же паузой между ними. Если имеется какая-то неисправность (в памяти компьютера зафиксирован определенный код), то три секунды спустя после включения зажигания прибор зарегистрирует широкие импульсы (по 1,8 сек) с коротким интервалом между ними (0,5 сек). Количество таких импульсов совпадает со значением десятков в двузначном числе кода. Затем идет двухсекундная пауза и короткие импульсы по 0,5 секунды с такой же паузой между ними. Количество этих импульсов совпадает со значением единиц в обозначении кода. Например, код 24 выглядит так: пауза (3 сек) – один широкий импульс (1,5 сек) – пауза (0,5 сек) – второй широкий импульс (1,5 сек) – пауза (2 сек) – один короткий импульс (0,5 сек) – пауза (0,5 сек) – второй короткий импульс (0,5 сек) – пауза (0,5 сек) – третий короткий импульс (0,5 сек) – пауза (0,5 сек) – четвертый короткий импульс (0,5 сек). Все коды, присутствующие в памяти компьютера демонстрируются по очереди в порядке возрастания.
Коды неисправностей двигателей фирмы «Mitsubishi» (тип 11)
Код | Неисправность |
– | Неисправен блок EFI |
12 | Неправильный сигнал датчика расхода воздуха |
13 | Неправильный сигнал датчика температуры всасываемого воздуха |
14 | Неправильный сигнал датчика положения дроссельной заслонки |
21 | Неправильный сигнал датчика температуры двигателя |
22 | Неправильный сигнал датчика положения коленвала |
23 | Неправильный сигнал датчика положения верхней мертвой точки |
24 | Неправильный сигнал датчика скорости автомобиля |
25 | Неправильный сигнал датчика давления воздуха во впускном коллекторе |
36 | Неправильный сигнал опережения зажигания |
41 | Неисправен форсунка |
Непрерывная серия импульсов | Неисправностей не обнаружено |
Для вызова кодов двигателя вольтметр надо подключить к выводам 1 и 12. Выводы 6 и 12 обеспечивают вызов кодов компьютера трансмиссии. Управление подвеской – выводы 12 и 3, а коды системы «ABS» вызываются через выводы 12 и 4. Вывод 12 заземлен на корпус автомобиля, поэтому один щуп вольтметра можно подключать прямо к кузову.
Для диагностики автомобилей «Subaru» используются три типа кодов. Тип 08а – для диагностики двигателя, автоматической коробки передач и системы управления подушками безопасности. Тип 08b используется для диагностики блока управления трансмиссией. Тип 08с – для диагностики системы «ABS».
Коды неисправностей двигателей фирмы «Subaru»
Код | Неисправность |
11 | На блок EFI идут неправильные (или их нет) импульсы от датчика оборотов коленвала |
12 | Проблемы в цепях управления стартером |
13 | На блок EFI идут неправильные (или их нет) импульсы от датчика распредвала (от датчика положения коленвала) |
14 | Дефекты в форсунках или в их цепях управления (у четырехцилиндровых и трехцилиндровых двигателей) или неисправна форсунка №1 |
14 | Дефекты в пятой или шестой форсунках или в их цепях управления (у шестицилиндровых двигателей) |
15 | Неисправны первая и вторая форсунки или цепи их управления (у шестицилиндровых двигателей) или форсунка №2 у четырехцилиндрового двигателя |
16 | Неправильный сигнал в цепи управления форсункой №3 у четырехцилиндрового двигателя |
17 | Неправильный сигнал в цепи управления форсункой №4 у четырехцилиндрового двигателя |
21 | Неисправен датчик температуры двигателя или его цепи управления |
22 | Неисправен датчик детонации или его цепи |
23 | Обрыв или замыкание в датчике расхода воздуха или в его цепи |
24 | Неисправен мотор принудительного холостого хода или его цепи |
25 | Неисправны третья и четвертая форсунка или их цепи (у шестицилиндровых двигателей) |
31 | Обрыв или замыкание в TPS или его цепях |
32 | Неисправен датчик кислорода или его цепи |
33 | Неисправен датчик скорости или его цепи |
34 | Неисправен соленоид управления системы EGR или его цепи |
35 | Неисправен соленоид вентиляции паров бензина или его цепи |
41 | Бедная топливная смесь |
42 | Неисправен TPS (датчик холостого хода) или его цепи |
44 | Неисправен клапан управления турбиной или его цепи |
45 | Неисправно реле «кик-дауна» или его цепи |
49 | Неисправен «вакуум-сенсор» или его цепи |
51 | Нет сигнала о включении нейтральной передачи |
52 | Нет сигнала о включении «паркинга» или ручного тормоза |
55 | Проблемы с датчиком температуры выхлопных газов |
61 | Включатель «паркинга» постоянно открыт или обрыв в его цепях |
Код неисправности типа 08а выглядит так: после включения зажигания идут широкие импульсы (1,2 сек), количество которых совпадает с числом десятков в обозначении кода. Потом идет серия коротких (0,2 сек) импульсов, количество которых совпадает с числом единиц кода. Например, код 23 – это сначала два широких импульса (1,2 сек) с паузой между ними в 0,2 секунды. Затем еще короткая пауза (0,2 сек), и три коротких импульса продолжительностью по 0,2 секунды с такой же паузой между каждым импульсом. После того, как один код передан, идет длинная (1,8 сек) пауза и начинает передаваться следующий код. Все коды передаются в порядке возрастания. Когда заканчивается весь список, он повторяется с начала.
Код неисправности типа 08b аналогичен коду трансмиссии фирмы «Nissan» (см. рисунок). Код неисправности типа 08с такой же, как в типе 08а, только ширина пауз другая и перед каждым числом идет стартовый импульс.
Для вызова режима самодиагностики на большинстве моделей фирмы «Subaru» достаточно снизу под панелью приборов со стороны водителя соединить между собой два свободно висящих одиночных разъема («папу» и «маму»). Если там под щитком приборов на жгуте висит две пары разъемов, то соединение одной пары (обычно зеленого цвета) включает режим вызова памяти, а соединение другой пары (обычно черного или белого цвета) включает режим текущей диагностики.
Для самодиагностики двигателей фирмы «Mazda» надо в диагностическом разъеме проволочной перемычкой перемкнуть выводы «TEN» и «GND» (корпус).
Этот разъем обычно находится в моторном отсеке возле аккумулятора или возле задней перегородки моторного отсека.
Коды неисправностей двигателей и автоматических коробок передач фирмы «Mazda»
Код | Неисправность |
1 | Нет импульсов с минуса катушки зажигания |
2 | Нет сигнала включения нейтральной передачи |
3 | Неправильный сигнал датчика положения (в распределителе или на головке блока, если нет распределителя) |
6 | Неисправен датчик скорости или его цепи |
8 | Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи |
9 | Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости или его цепи |
10 | Неисправен датчик температуры всасываемого воздуха или его цепи |
11 | Цепи датчика температуры впускного коллектора |
12 | Неисправен TPS или его цепи |
14 | Неисправен вакуум-сенсор или его цепи |
15 | Напряжение датчика кислорода менее 0,55 вольт |
17 | Сигнал датчика кислорода не меняется |
25 | Неисправен соленоид регулятора давления или его цепи |
26 | Неисправен клапан емкости для улавливания паров бензина |
27 | Неисправен соленоидный клапан системы вентиляции бензобака или его цепи |
34 | Неисправен клапан ISC или его цепи |
55 | Неисправен датчик импульсов генератора |
60 | Неисправен соленоид плунжера 1-2 или его цепи |
61 | Неисправен соленоид плунжера 2-3 или его цепи |
62 | Неисправен соленоид плунжера 3-4 или его цепи |
63 | Неисправен соленоид плунжера системы блокировки (Lock-up) или его цепи |
Для вызова режима самодиагностики у автомобилей «Honda» надо перемкнуть два контакта на свободно висящем разъеме («мама») под панелью приборов или в моторном отсеке.
Коды неисправностей двигателей фирмы «Honda»
Код | Неисправность |
1 | Неисправен датчик кислорода или его цепи |
3 | Электрические проблемы с датчиком давления во впускном коллекторе или с его цепями |
4 | Обрыв датчика положения коленчатого вала или обрыв в его цепях |
5 | Механические неисправности датчика давления во впускном коллекторе или утечка вакуума в его каналах управления |
6 | Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя или неисправны его цепи |
7 | Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (TPS) или его цепи |
8 | Неисправен датчик верхней мертвой точки двигателя |
9 | Неисправен датчик угла поворота коленчатого вала или его цепи |
10 | Неисправен датчик температуры всасываемого воздуха или его цепи |
12 | Неисправна система EGR |
13 | Неисправен датчик атмосферного давления или его цепи |
14 | Неисправен клапан управления воздухом или его цепи |
15 | Неправильный сигнал (или его нет) с минуса катушки зажигания |
16 | Неисправна форсунка или ее цепи |
17 | Неправильный сигнал с датчика скорости |
20 | Неисправна цепь зажигания |
23 | Неисправен шок-сенсор или его цепи |
30 | Нет связи с блоком управления автоматической коробкой передач (сигнал А) |
31 | Нет связи с блоком управления автоматической коробкой передач (сигнал В) |
41 | Нет подогрева датчика кислорода |
43 | Нет управления подачей топлива |
В заключение этой главы еще раз напоминаем безопасный способ отыскания контактов для включения режима самодиагностики. Для этого используется «контролька» с маломощной лампочкой, один провод которой подсоединяется к корпусу автомобиля, а щупом, т.е. другим проводом поочередно касаются всех контактов подряд во всех свободных разъемах. Когда вы попадете на нужный контакт ( в «Toyota» это «ТЕ1»), при включенном зажигании, лампочка «CHECK» или желтый транспарант с изображением двигателя, начнет мигать. Так можно найти диагностический вывод любого автомобиля, имеющего на панели лампочку «CHECK», не рискуя при этом что-нибудь сжечь. Ведь что-нибудь замкнуть и «сжечь» слабомощной «контролькой» невозможно, а для включения системы самодиагностики ее достаточно. Даже маломощная лампочка от подсветки панели приборов, это проверено, уверено включает режим самодиагностики. У автомобилей фирмы «Mitsubishi» аналогичную операцию можно проделать с помощью вольтметра (тестера в режиме вольтметра). Один щуп вольтметра подключить к корпусу автомобиля, а вторым поочередно касаться всех контактов на «свободных» разъемах. Когда вы попадете на требуемый контакт, стрелка вольтметра (при включенном зажигании) начнет «выдавать» коды неисправностей.